-
О журнале
-
Редакционная коллегия
-
Условия публикации
-
Регламент опубликования статей
-
Публикационная этика
-
Архив
-
Статьи по авторам
-
Статьи по рубрикам
-
Подписка и распространение
-
Библиотека журнала «Вопросы образования»
-
Контакты
Рейтинг Science Index
|
1 место — в рубрике «Народное образование и педагогика» (2020)
10 место — в общем рейтинге SCIENCE INDEX за 2020 год (более 4000 журналов)
Двухлетний импакт-фактор РИНЦ 2020: 6,925 (с учетом цитирования из всех источников)
Пятилетний импакт-фактор РИНЦ 2020: 3,483
Десятилетний индекс Хирша 2020: 39
|

|
|
|
Образовательная политика |
|
5–11 |
Фрагменты выступления руководителя департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки перед членами общественных организаций («Мемориал», ноябрь 2004 г.) "Cамая большая беда для страны наступит тогда, когда можно будет назвать какого-то конкретного человека, который отвечает за все российское образование: несет ответственность или все общество, или, в конце концов, никто. Другое дело, что есть некие назначенные государством чиновники, которые обязаны эти интересы общества аккумулировать, представлять на обсуждение и предлагать в первую очередь руководству министерства, а через руководство министерства — руководству страны, регионам, муниципалитетам для принятия каких-то решений"...
| |
|
12–45 |
| |
Теоретические и прикладные исследования |
|
46–68 |
Работа с одаренными детьми приобретает все большую актуальность. В этих условиях важно определиться с основными понятиями, которыми оперируют специалисты и практические работники. Иными словами, надо договориться о языке общения, обеспечивающем взаимопонимание. Осознавая актуальность данной проблемы, группа отечественных ученых разработала рабочую концепцию одаренности, которая была положительно оценена на ряде общероссийских конференций психологов. В настоящей статье даются основные положения рабочей концепции одаренности. Заинтересованный читатель может ознакомиться с полным текстом концепции.
| |
|
69–88 |
В последнем Докладе о глобальной конкурентоспособности (Всемирный экономический форум,
Давос, 2002 г.), содержащем рейтинговые оценки стран в зависимости от сложившейся
конкурентоспособности и потенциала быстрого роста, высшие места в таблицах по обоим
критериям занимают страны Северной Америки,
Западной Европы и Азии. Как свидетельствуют данные, Россия занимает место ниже большинства
стран с переходной экономикой
и ниже многих развивающихся стран. По критерию микроэкономической конкурентоспособности,
которая частично зависит от качества технологий и людских ресурсов, Россия занимает
58 место из
80 стран. Рейтинговый показатель России по конкурентоспособности роста (одной из
составляющих которого является «экономическое творчество», основанное на
экономически эффективных инновациях или передаче технологий) — еще ниже: 64
позиция. Эти
тревожные цифры соответствуют результатам недавнего исследования ArCo (Archibugi,
Coco, 2002), оценивающего уровень развития
науки и технологии в различных странах: международный рейтинг
России за десятилетний период (с 1990 по 2000 гг.) снизился на 11
пунктов — с 19 на 30 позицию.
| |
|
89–105 |
Данная статья посвящена фундаментальной проблеме применимости рыночной модели к формированию политики в области образования. Ее актуальность вызвана попытками повысить эффективность высшего образования за счет внедрения в сферу высшего образования рыночной модели. Конкретно это выражается в политике предоставления стипендий студентам как потребителям рынка высшего образования, которая проводится в настоящее время в США. В результате авторы такой политики надеются повысить конкурентность рынка высшего образования (что они рассматривают как безусловно позитивное изменение), дать студентам дополнительные возможности выбора и повлиять на эффективность учебного процесса, повысить его соответствие требованиям рынка труда. Мы сомневаемся, что на этом пути возможны позитивные изменения. Аргументы в защиту нашей точки зрения представлены в настоящей статье. The Journal of Higher Education, Vol.45, No.1 (Jan.,1974), 1–20.
| |
|
106–109 |
Статья Ларри Лесли и Гари Джонсона посвящена рассмотрению
двух вопросов: насколько модель совершенной конкуренции применима к анализу рынка
высшего образования и каковы перспективы финансирования обучения за счет студенческих
стипендий.
Будучи написана 30 лет назад, в первые годы развития экономической теории информации,
статья содержит выводы и положения,
которые современным экономистам могут показаться наивными.
Но это не совсем так. Некоторые из выводов и сегодня представляют интерес, а сама
тематика была, есть и будет актуальной.
| |
Содержание образования |
|
110–126 |
Данная работа является продолжением публикации в предыдущем номере журнала. В ней более подробно рассматривается реализация подхода к современному математическому, или, более точно, математико-информатическому компоненту начального образования. Основные мотивировки нашего подхода были рассмотрены в первой части. Автор надеется, что обе части представляют интерес для широкого круга читателей журнала, заинтересованных в совершенствовании содержания начального образования. При этом автор и его коллеги по рассматриваемому подходу, с одной стороны, наблюдают практические доказательства его возможности и жизненности, а с другой стороны, осознают, что для его распространения в действительно массовом масштабе (например, в масштабе, сравнимом с «линией Давыдова» или «линией Занкова» по числу школ и объему времени в учебном плане) предстоит весьма значительная работа, включающая анализ полученного опыта и наработку различных типов содержательных задач.
| |
|
127–154 |
В незатухающей дискуссии о сравнительной ценности российского и западного образования, порождаемой попытками реформ в данной области, сторонники самобытности обычно опираются на успехи российского математического и естественнонаучного образования, традиционно пользующихся уважением во всем мире. К ним можно добавить некоторые другие образовательные отрасли: музыкальное, театральное образование и т.д. Выпускники российских вузов этих профилей, а также те их преподаватели, которые в достаточной степени владеют иностранными языками, обычно легко находят работу за рубежом, что и ведет к пресловутой «утечке мозгов». Очевидно, что мозги специалистов упомянутых профилей — вполне конкурентоспособный товар на мировых рынках.
| |
Практика |
|
155–167 |
Эксперимент по введению единого государственного экзамена
(ЕГЭ) продолжается в России четвертый год. Много это или мало?
Вряд ли можно назвать это значительным сроком, если рассматривать эксперимент как
составную часть масштабного процесса модернизации российской системы образования,
продиктованной
требованиями общественного и экономического развития страны.
В то же время за этот период удалось достичь результатов, заставляющих по-другому
оценивать его промежуточные итоги. Сегодня
мы вышли на рубеж, когда говорить о ЕГЭ можно уже не только на
основании прогнозов или экспертных оценок, но и опираясь на обширный фактический
материал. За время проведения эксперимента был накоплен большой опыт — как
позитивный, так и негативный, — и сегодня мы стоим на рубеже, когда будущий
единый экзамен можно уже представить себе достаточно четко. Вместо
условных и абстрактных конструкций можно увидеть конкретные
механизмы работы и результаты.
| |
|
168–186 |
Как известно, начиная с 2001 г. в Российской Федерации вводится единый госэкзамен для всех выпускников общеобразовательных учебных заведений (принятая аббревиатура — ЕГЭ). По проблематике ЕГЭ уже выпущено немало научно$методических и научно-организационных материалов. Среди них сборники статей (Болотов, 2002), материалы конференций (Хлебников, 2001–2003). В настоящей статье рассматриваются научно$методические и социально-психологические проблемы обработки и представления результатов ЕГЭ. Проблема шкалирования является одной из центральных в системе методического обеспечения ЕГЭ. Вместе с тем до настоящего времени она решена далеко не так, чтобы удовлетворить все стороны, вовлеченные в процесс проведения и использования результатов ЕГЭ. Прежде всего в данном случае имеются в виду интересы самих учащихся и их родителей, а также самого массового отряда педагогов — школьного учительства.
| |
|
187–188 |
Идея совмещения школьных выпускных и вузовских вступительных экзаменов с первого взгляда кажется безусловно привлекательной. Логика, лежащая в ее основании, довольно проста: в вузы надо принимать лучших по стране выпускников школы, а для их определения достаточно формализовать и унифицировать школьные выпускные оценки. Ведь многие университеты во всем мире принимают студентов без вступительных экзаменов на основе результатов школьных тестов.
| |
|
199–220 |
Представленная ниже работа была подготовлена к декабрю 2003 г. и по обстоятельствам, не зависящим от автора, пролежала «под сукном». К сегодняшнему времени (октябрь 2004 г.) многое изменилось, и, естественно, появилось желание внести соответствующие изменения в текст, в частности, чтобы отреагировать на дополнительные аргументы pro еt contra ЕГЭ и произошедшие за это время события. Однако попытка внести изменения в уже сложившийся и «отлежавшийся» текст оказалась неудачной — слишком многое потребовало бы переделки. В связи с этим показалось разумным вместо внесения изменений в уже подготовленный материал сохранить прежнюю версию (под заголовком «Взгляд из 2003 года») неизменной и добавить еще одну часть — «Взгляд из 2004 года». Насколько это решение удачно — судить читателю.
| |
|
221–233 |
Единый государственный экзамен в сознании общества накрепко связан с идеей модернизации, обновления образования. Тот, кто рискнет выступить против ЕГЭ, автоматически попадает в разряд ретроградов и староверов, не понимающих очевидных выгод прогресса,— независимо от характера высказываемых аргументов. Автоматические реакции всегда мешают воспринимать чужую позицию, поскольку сразу же запускают механизм оборонительного поведения. С этим мне пришлось многократно сталкиваться при обсуждении проблем, связанных с ЕГЭ по литературе,— и в печати, и в непосредственном общении с его разработчиками.
| |
|
234–248 |
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) представляет собой весьма существенное достижение в модернизации российского образования. Действуя на критическую связку «школа-университет», ЕГЭ становится важнейшим рычагом влияния на эти два уровня образования. Кроме того, для всех выпускников школ (а реально — для всех школьников, учителей и студентов) единый экзамен становится символом политики, обеспечивающей равную доступность качественного образования независимо от социального положения, географического проживания, экономического достатка, пола или этнической принадлежности школьников. ЕГЭ стал и первым в истории советского и постсоветского образования механизмом объективной оценки образовательных достижений отдельных школьников, школ и системы образования в целом.
| |
|
249–250 |
Марк Зелман на первых шагах ЕГЭ был приглашен в Россию
для внешних консультаций. К сожалению, эти консультации были
непродолжительными, но с тех пор доктор Зелман внимательно
следит за развитием ситуации вокруг ЕГЭ. Здесь нельзя не сказать
о том, что он был консультантом по созданию систем вступительных экзаменов не только
в США, но и в Боливии, Иордании, Кыргызстане и Грузии. Этот опыт также позволяет
ему понимать подводные камни введения таких инноваций в странах с неустойчивым
гражданским обществом и традициями теневого рынка вузовских
вакансий.
| |
|
251–259 |
Тема портфолио занимает в последнее время важное место в образовательных дискуссиях.
В настоящее время разрабатываются
различные типы портфолио, различающиеся между собой как по
целям, которые они себе ставят, так и по способам работы с ними.
Кроме того, можно классифицировать портфолио по предметам
и ступеням обучения.
| |
Дискуссия |
|
260–271 |
18 июня 2004 г. состоялся организованный президиумом Российского общественного совета
по развитию образования семинар «Федеральные олимпиады и отбор одаренных детей
в ходе модернизации системы образования».
| |
Статистика и социология образования |
|
272–287 |
Единый государственный экзамен — принципиальный момент в
реформировании системы российского образования, по важности
не уступающий отказу от единообразия в пользу вариативности образования в начале
90-х, и его значение для системы, как представляется, еще не до конца оценено. ЕГЭ
родился для решения вполне
прагматической, хотя, безусловно, институциональной, масштабной
и амбициозной задачи — изменить систему приема в вузы, переломить сложившиеся
негативные и социально несправедливые тенденции в этой области. Однако, как мне представляется,
по своим
возможностям и последствиям для системы образования ЕГЭ выходит далеко за рамки решения
первоначальной задачи. Если отвлечься от утилитарной функции ЕГЭ как средства отбора
абитуриентов в
высшие учебные заведения, то мы имеем всеобщую, независимую и
одинаковую для всех оценку уровня обученности выпускников полной средней школы.
| |
|
288–310 |
В Концепции модернизации российского образования на период до
2010 г., утвержденной Правительством Российской Федерации
в декабре 2001 г., были сформулированы основные принципы образовательной политики
в России, среди которых одним из главных
является обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования.
Именно на решение этой задачи было
направлено, в частности, и введение единого государственного экзамена, который должен
был повысить объективность итоговой аттестации выпускников общеобразовательных школ
и обеспечить им
равные возможности получения среднего и высшего профессионального образования. Предполагалось,
что ЕГЭ как важнейший
элемент реформы образования должен был способствовать формированию новой институциональноорганизационной
среды системы образования, устанавливать новые правила как завершения
среднего образования, так и поступления в вуз. Внедряемые через
ЕГЭ институционально-организационные условия являются примером изменений, осуществляемых
управляемо, целенаправленно.
Важно понять, как соотносятся реальные последствия введения ЕГЭ
с теми ожиданиями, целями, задачами, которые ставились в ходе
разработки этих реформ.
| |
Архив |
|
311–319 |
Практически все лучшие умы России думали о том, как изменить существующую образовательную
систему. Неслучайно поэтому жизненный
опыт, наблюдения, фундаментальные разработки так или иначе воплощались в интересных
проектах, порой нереализованных, но тем не менее
составляющих важную страницу русской педагогической мысли.
Вопросы народного образования давно занимали Н.П. Огарева. Уже
около 1836 года он пишет — и бросает, не кончив, трактат о воспитании;
несколько позднее он изобретает «новую методу обучения в народных
училищах» и просит друга прислать книг о ланкастерской системе, чтобы
сравнить ее со своей. Летом 1847 года из Акшена отправляет в Москву,
к Грановскому и Коршу, разработанный до мелочей план народной школы. План этот, написанный
рукой самого Огарева, находится в Московском Румянцевском музее среди бумаг Е.Ф.Корша;
он настолько замечателен, что мы считаем нужным воспроизвести его здесь целиком.
| |
Книжные обзоры и рецензии |
|
320–324 |
Рецензия на книгу Б. Ланина «Методика преподавания и изучения литературы».
| |
|
|